Федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр, осуществляется уполномоченным органом в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”. Таким органом является Федеральная служба судебных приставов.
Должностные лица ФССП России (территориального органа ФССП России) при исполнении государственной функции имеют право:
- запрашивать и получать от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения ими обязательных требований;
- выдавать предписания об устранении выявленного(ых) нарушения(ий) с указанием сроков его(их) устранения;
- принимать решения об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра;
- составлять протоколы об административном(ых) правонарушении(ях).
При проведении проверки должностные лица ФССП России (территориальных органов ФССП России) не вправе требовать от юридического лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
Исполнение государственной функции надзора включает в себя следующие административные процедуры:
- формирование ежегодного плана проведения плановых проверок;
- проведение плановых проверок юридических лиц;
- проведение внеплановых проверок юридических лиц;
- оформление результатов проверки.
Ежегодный план проведения плановых проверок приставами
Основанием для начала административной процедуры является подготовка ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц, разрабатываемых территориальными органами ФССП России.
В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц, разрабатываемых территориальными органами ФССП России, указываются следующие сведения:
- наименование территориального органа ФССП России, осуществляющего плановую проверку;
- наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), деятельность которых подлежит плановым проверкам;
- адрес места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), мест фактического осуществления ими своей деятельности;
- основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- цель проведения проверки;
- основания для проведения проверки (дата государственной регистрации юридического лица, дата окончания последней проверки, дата начала осуществления юридическим лицом предпринимательской деятельности в соответствии с представленным уведомлением о начале деятельности, иные основания в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ);
- дата начала проведения проверки;
- срок проведения плановой проверки (количество рабочих дней, рабочих часов (для малых предприятий и микропредприятий);
- форма проведения проверки (документарная, выездная, документарная и выездная);
- наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, с которым проверка проводится совместно.
Проведение плановых проверок юридических лиц
Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых территориальными органами ФССП России в соответствии с их полномочиями ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц.
Плановая проверка начинается с предъявления должностными лицами территориального органа ФССП России, проводящими проверку, служебных удостоверений и вручения под роспись руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица заверенной оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации копии решения руководителя территориального органа ФССП России. По требованию подлежащих проверке юридических лиц должностные лица территориального органа ФССП России обязаны представить информацию о территориальном органе ФССП России в целях подтверждения своих полномочий.
По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица должностные лица территориального органа ФССП России обязаны ознакомить подлежащих плановой проверке лиц с Административным регламентом.
Предметом плановой документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении им деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний территориального органа ФССП России.
В процессе проведения плановой документарной проверки должностные лица территориального органа ФССП России в первую очередь рассматривают документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении территориального органа ФССП России.
В случае необходимости получения в рамках проведения плановой документарной проверки документов и (или) информации проведение плановой документарной проверки может быть приостановлено директором ФССП России, руководителем территориального органа ФССП России на срок, не превышающий 10 рабочих дней.
В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении территориального органа ФССП России, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований, территориальный орган ФССП России направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для проведения плановой документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации копия решения руководителя территориального органа ФССП России о проведении плановой документарной проверки.
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в территориальный орган ФССП России указанные в мотивированном запросе документы.
Указанные в мотивированном запросе документы представляются в виде копий, заверенных оттиском печати юридического лица (при наличии) и подписью руководителя, иного должностного лица, или уполномоченного представителя юридического лица соответственно.
Юридическое лицо вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в соответствии с постановлением N 553.
В случае, если в ходе плановой документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у территориального органа ФССП России документах и (или) полученным в ходе осуществления надзора, информация об этом направляется юридическому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Юридическое лицо, представляющее в территориальный орган ФССП России пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных выше сведений, вправе представить дополнительно в территориальный орган ФССП России документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностные лица территориального органа ФССП России, которые проводят плановую документарную проверку, обязаны рассмотреть представленные юридическим лицом пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений территориальный орган ФССП России установит признаки нарушения обязательных требований, его должностные лица вправе провести выездную проверку.
Плановая выездная проверка проводится в случае, если при плановой документарной проверке не представляется возможным:
- удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах юридического лица, имеющихся в распоряжении территориального органа ФССП России;
- оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по надзору.
Плановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
Плановая выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами территориального органа ФССП России, обязательного ознакомления руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица с решением руководителя территориального органа ФССП России о назначении плановой выездной проверки и с полномочиями проводящих плановую выездную проверку должностных лиц территориального органа ФССП России, а также с целями, задачами, основаниями проведения плановой выездной проверки, видами и объемом мероприятий по надзору, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к плановой выездной проверке (в случае их участия в ней), со сроками и условиями ее проведения.
Проведение внеплановых проверок юридических лиц
Основанием для начала административной процедуры являются:
- истечение срока исполнения юридическим лицом выданного территориальным органом ФССП России предписания;
- поступление в территориальный орган ФССП России сведений о фактах нарушения юридическим лицом обязательных требований;
- поступление в территориальный орган ФССП России сведений о фактах несоответствия юридического лица, его учредителей (участников), органов и работников обязательным требованиям;
- наличие решения руководителя территориального органа ФССП России о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в территориальный орган ФССП России, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в настоящем пункте Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка проводится на основании решения руководителя территориального органа ФССП России, подготовленного в соответствии с типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141.
Внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо уведомляется территориальным органом ФССП России не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе по телефону, телеграфу, факсу, электронной почте.