При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.
Неисполнение требований неимущественного характера
Требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, представляют собой требования, не связанные с обращением взыскания на имущество (в том числе денежные средства) должника. Такие требования обязывают должника по исполнительному документу совершить или воздержаться от совершения определенных действий.
К исполнительным документам с требованиями неимущественного характера можно отнести:
- исполнительные листы судов:
- документы о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника;
- о вселении, выселении, освобождении жилого помещения;
- о передаче ребенка одному из родителей или органу опеки и попечительства, об устранении препятствий в осуществлении родительских прав;
- об обязании должника совершить конкретные действия (к примеру, снести самовольно возведенное строение; передать взыскателю определенные предметы; опровергнуть не соответствующие действительности и порочащие честь и достоинство взыскателя сведения; удалить с товара обозначения, сходные с товарным знаком взыскателя до степени смешения, и т.п.) либо о запрете должнику совершать определенные действия (к примеру, не чинить препятствия в пользовании помещением; не выпускать продукцию с использованием товарного знака взыскателя и т.п.);
- судебные акты (постановления) об административном приостановлении деятельности должника и др.
Административная ответственность за неисполнение требований неимущественного характера
Согласно ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет:
- на граждан – наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей;
- на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет:
- на граждан – наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей;
- на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
- на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Судебная практика по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ
Постановлением начальника отдела, старшего судебного пристава Отрадненского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю от 23.06.2016 г. N 23056/16/131157, оставленным без изменения решением судьи Отрадненского районного суда Краснодарского края от 16.08.2016 г., решением судьи Краснодарского краевого суда от 13.10.2016 г. и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 27.02.2017 г., администрация Отрадненского сельского поселения Отрадненского района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Постановлением Верховного Суда РФ от 01.12.2017 года указанные акты отменены, производство по делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращено.
21.06.2016 года судебным приставом- исполнителем Отрадненского районного отдела судебных приставов УФССП России по Краснодарскому краю в отношении администрации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу 21.06.2016 г. установлено, что администрацией Отрадненского сельского поселения Отрадненского района не исполнены требования, содержащиеся в исполнительном документе, не устранены допущенные нарушения законодательства путем строительства скотомогильника (биотермической ямы), трупосжигающей печи либо постановки на баланс и приведения в соответствие с требованиями ветеринарного законодательства имеющегося на территории сельского поселения скотомогильника (биотермической ямы), трупосжигающей печи.
Постановлением судебного пристава администрация привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора. Судебные инстанции с выводами судебного пристава и принятым им решением согласились.
Однако, исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем событие вмененного администрации административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано.
При описании события данного административного правонарушения, совершение которого вменено администрации, судебный пристав-исполнитель фактически ограничился указанием на неисполнение какого требования, содержащегося в исполнительном документе, допущено администрацией. Обстоятельства, при которых совершено административное правонарушение, в протоколе об административном правонарушении не отражены, указание на наличие названного квалифицирующего признака отсутствует.
Время совершения административного правонарушения относится к событию административного правонарушения, входит в предмет доказывания и является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.
Исходя из диспозиции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ и положений части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве, событие указанного административного правонарушения наступает по истечении нового срока, установленного судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, по возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя от 13 января 2014 г. исполнительному производству № 53/14/56/23 администрацией не исполнены содержащиеся в исполнительном документе требования в срок, установленный для добровольного исполнения.
02.03.2016 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора.
Требованием от 07.04.2016 г. N 23056/16/97487 администрации установлен новый срок для исполнения – в течение семи дней со дня поступления данного требования, которое поступило в адрес администрации 08.04.2016 года.
Событие административного правонарушения наступило по истечении семи дней после указанной даты.
Вместе с тем время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось, в составленном в отношении администрации протоколе об административном правонарушении при описании события административного правонарушения не указано.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
В постановлении судебного пристава о привлечении администрации к административной ответственности событие административного правонарушения не описано вовсе. Судебный пристав ограничился указанием в постановлении диспозиции вмененного администрации административного правонарушения без приведения обстоятельств его совершения.
В судебных актах событие административного правонарушения также не описано должным образом.
Состоявшиеся по настоящему делу постановление судебного пристава и решения судебных инстанций не отвечают требованиям статей 26.1, 29.10, 30.7 КоАП РФ. При этом, как судебным приставом, так и судебными инстанциями, оставлено без внимания и оценки нарушение, допущенное при составлении протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, подлежал возвращению составившему его судебному приставу-исполнителю для устранения недостатков.
Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность решений, принятых судебным приставом и судебными инстанциями, которыми эти нарушения оставлены без внимания вопреки положениям статьей 24.1, 26.1 КоАП РФ.